Главная » Статьи » Мои статьи |
…а
вчерась привезли ещё один неопознанный из-под моста, ни в одном из
писательских союзов не состоящий. Вышвырнут из троллейбуса в непотребном виде
за ссору с кондуктором. Говорит, мол, он чурается всякой там беллетристики, и
проза его – для сугубых эстетов. Посмотрим, так ли. Если диагноз подтвердится,
значит оба писательских союза надо разгонять как сборища бездарностей, а
критиков перевешать на оранжевых фонарях. Те, кто имеет шансы остаться в живых,
уже догадались, о ком пишу я эту всю белиберду – конечно же, об Игоре
Федоровском, авторству которого принадлежит сборник «Научите меня
плакать». Прежде всего, как вторым идущий я должен
выразить уважение первопроходцу, вынужденному прорываться через дебри
авторского мыслетворчества – Александру Сафронову. С благодарностью принимаю
как линию отсчёта прямую и широкую просеку, филигранно выдавленную бульдозером
его критического осмысления в джунглях авторского символизма, созданных
воображением Игоря С. Федоровского. Что ж, начнём… с формы. По ходу плавно
переключимся на содержание. «Книга прозы,… состоит из одиннадцати
рассказов, разделённых на три цикла, каждый из которых имеет своё сюжетное
завершение и, в то же время, (представляет собой – Б.Е. – не в укор!) некое составляющее отдельного цикла». Действительно, книга рассказов и
повестей «Научите меня плакать» – авторский сборник. Форма тут значит многое,
потому составление сборника явилось особым творческим актом, и этот факт
оставлен рецензентом книги не оцененным. Игорь Федоровский прирождённый
шифровальщик, почти шпион – дотошный, аккуратный, склонный к необычности
дидактической подачи, поэтому и читатель его – «в адеквате» – творческий,
вдумчивый и терпеливый. И если таковых не нашлось в писательских союзах – тем
хуже для писательских союзов. Почему «циклы» и где «сюжетное
завершение»? Цикл – кольцо, возможно виток эволюционной спирали, но в этом
случае относительно точки зрения на спираль должна быть видна повторяемость
событий. Значит, сюжетное завершение
должно указать на некоторое открытие,
сделанное самим автором совместно с его предполагаемым читателем. Что же это за
открытия? Циклы имеют необычные двойственные
заглавия: «Попытка первая. Запертая дверь», «Попытка вторая. Проблески»,
«Попытка третья. Сотканный свет». Если бы автор сочинял рассказы «конечно, о
«духовных исканиях» молодого человека» только ради изображения молодых своих
современников, незачем было бы так мудрить. Но мы-то ищем, в чём именно состоят
его открытия! Так в чём же? Перед нами «три попытки». Судя по
названию сборника, «Научите меня плакать», это попытки заплакать! Рассказ «Ступеньки» демонстрирует нам
душевное состояние юноши, отвергнутого девушкой. Юноша трагически привязчив,
его влечение к любимой пересиливает страх снова пережить позор быть ею
осмеянным и изгнанным с порога её квартиры. Внутренний монолог юноши
подпитывают его воспоминания о том периоде, когда он и она будто бы
соединились в некую эмоциональную монаду мы.
Стимулами воспоминаний служат знакомые звуки – шагов по лестнице её подъезда,
капель дождя, что вместе пережидали они под лестницей театра. Итог монолога –
рационализация трагедии: «Кто помешал? Кто разбил? Кто заставил плакать?»
Да-да, та самая извечная рефлексия худосочного интеллигента: «Кто виноват?»
Один момент… а КТО плакал? Не она. Она-то как раз смеялась, то есть была рада
избавиться от него, вот такого хорошего человека – мямля девушек не вдохновляет. Рассказ «Дорога домой» – следующий акт
надавить на сострадание, дабы выжать слезу из моего, читательского глаза. Двое
несчастных сирот – братишка и сестричка лет десяти, она наивная, он отважный,
оба вежливые и самоотверженные. Люди добрые им помогают, люди эгоистичные им
помогать опасаются, люди подлые их грабят. Сами они находят силы и заныканные
деньги помочь другому несчастному человеку, но за проезд им, конечно, заплатить
нечем (с общественным транспортом у нашего композитора хронические нелады). История очень похожа на
то, как мамонтёнок маму искал, рождает множество логичных вопросов, и главное:
как добрая казахстанская тётя Наташа отпустила
племянников малолеток в чужую страну, не озаботившись установить контакт с их
непутёвой мамашей, чтобы та хотя бы встретила брошенных при рождении своих
детей. Автор даёт ответы в своей манере – постепенно, по капле, но отвечает не
на все вопросы. Оцениваю данный рассказ как наивный, недостаточно удачный. Рассказом «Рабочее воскресенье»
составитель сборника меня озадачил: зачем он тут вообще? Переживания
зажравшегося сынка делового богатея-папаши совершенно нелепы. Ну, презирает
юнец свалившееся на его голову богачество, ну, влюблён в красавицу, брезгающую
лёгкими деньгами… и что? В рассказе «Прощай Турадо!» Игорь
Федоровский продемонстрировал троп олицетворение – якобы глазами домашней кошки
попытался оценить нечистый быт заурядной рабочей семьи, кошкины с отцом семейства
отношения сердечной привязанности представлены автором как единственно здравые.
В именах собственных – Турадо, Жози, угадывается намёк на творчество
испаноговорящих авангардистов. Автор романтически трагичен как Гарсиа Лорка,
коммунист и республиканец? Да, тут ещё кроме внутреннего монолога и диалога
есть выразительный полилог, но это частности. Уже и так понятно, насколько
грамотно И.Федоровский конструирует тексты, как хорошо он владеет теорией и
практикой. Завершать первый «цикл» доверено
рассказу «Клубничное мороженое». Тоже остросоциальный сюжет, и совсем не про
молодых современников. Плакать тут не тянет совсем – только немного грустно.
Сломанная из-за денег судьба, жестокий обман душевной открытости, бессовестное
манипулирование бывших супругов друг дружкой в мелкобуржуазной среде и
практичное, но не вовсе бессовестное мародёрство неимущих, обобравших труп
этого, с разбитым сердцем нувориша. Итак, цикл первый завершён постановкой
проблемы: «люди, душа у нас очерствела – зачем?» Зачем мы разбрелись и
позакрывались каждый в своём закуте, разучившиеся сострадать, переставшие
плакать? И что теперь с этим мы можем поделать, за счёт чего отворятся все эти
наши «Закрытые двери»? Попытка вторая, в которой автор
усматривает «Проблески», начинается рассказом «Сколько стоит счастье?» Душевно
одинокий мальчик в убогой одежонке страдает о тяжело заболевшей маме и,
предоставленный самому себе, случайно нащупывает ритуал, исполнение которого,
верит он, приносит его маме выздоровление. Проблеск первый – верьте, и дано
будет. Рассказ, давший название всему сборнику,
– «Научите меня плакать» – также со счастливой развязкой. Несмотря на
рационализм папы-бизнесмена, его дочь Данада находит в себе силы заставить
папашу раскошелиться для спасения матери неимущего и ничем себе помочь
«немогущего» её бывшего возлюбленного. Она добывает деньги на операцию, но и
только – замуж девушке приходится идти за того, кто интересен папе как деловой
преемник. Проблеск? Несомненно! «Потерявшие небо», произведение, которым
автор счёл целесообразным завершить второй «цикл» – это уже повесть с
обобщениями, на неё потрачено пару месяцев. Притча, не оригинальная, но как бы
вдохновляющая – манифест веры в Человека. Перепев евангельской истории о мессии
и первом ученике. Не интересно, за исключением одного необычного, хотя в данном
формате и очень нудного приёма – фрагментация текста выстроена так, чтобы два
персонажа воспринимались слитно, якобы это единый образ. В череде мотивов
предыдущих рассказов лейтмотив этой зигзагообразной истории Новой веры
небогатых и не особенно талантливых студентов филфака в Гордые Небеса
обеспечивается мировоззренческой установкой такого толка: умирая ради Чести, мы
сливаемся с нашим Идеалом. В отличие, скажем, от друидических внушений, по
которым Честь есть залог сохранения Сущности в посмертии и нового рождения в
мире живых, мессия с нелепым именем Вася Судьбоносов рождается заново где-то в
иномирье. Кто у кого стянул эту модель – Федоровский или Лифантьева? Неважно.
Пускай о зародившейся в редколлегии «Красного пути» неоязыческой ереси
беспокоится идеологический отдел КПРФ. Несмотря на жалобные образы слабых мальчиков и
больных мам, тут многовато «от ума». Плакать опять не тянет. Даже наоборот –
хочется улыбнуться и… рука с вытянутым указательным пальцем уже приближается к
виску, подёргиваясь вращательно… Что-то автору понравилось теребить всё ещё
доверчивого читателя за душу, озадачивать необычными вводными да по капле
дозировать разъяснения. Впрочем, кто-то добрался до «Попытки третьей» и не
выкинул книжку из-за банальностей, авторской наивности и просчётов в композиции
и тропике, кто-то чутьём уловил нарастание мастерства автора, у которого уже
мало-помалу проявляется не только авторская лексика, но речевой символизм.
Есть, есть любители поломать голову над литературным «авангардом», и предыдущие
два «цикла» более-менее выразительно явили нам семантический код писателя Игоря
Федоровского. «Небо цвета ветра», например, какое?
Синее – гордое, а оранжевое – вдохновенное, творческое, а серое и чёрное – ну,
понятно, в общем. А «ветер» – это спасительная духовная Сила, творящая перемены
настроения, освежающая и обновляющая самоощущение. Солнце – духовность, Свет –
приверженность добру… и так далее. Третья часть сборника «Научите меня
плакать» уже не пытается разжалобить, не старается воодушевить. Только
демонстративно объясняет. Но объясняет посредством намеренно путаных включений
– так, вящего искусства для. Эта путаница в сознании читателя порождается
смешиванием повествовательной речи и внутреннего монолога различных персонажей
без уточнения того, чьи мысли приводит автор в данном фрагменте. Такое
впечатление, словно Игорь Федоровский скучает в окружении обычных людей и
стремится пробудить экстрасенсорные способности читателей, лишь слегка
подталкивая, направляя и корректируя процесс интуитивного постижения его
витиеватого замысла. А если что осталось непонятным – тем лучше… Повесть «Имя ветра» оставила у меня
именно такое ощущение – в принципе, образы сурового рационалиста Алексея
Грязнова и нелепого неряхи-добролюба Солнцезадова логичны, ёмки и составляют
гармоничное единство в «треугольнике», да и образ травмированной девочки по
имени Аня Ветер, несмотря на её психоделические выверты, тоже понятен. Но всё
же остаётся загадка: а КАК она угадывала мысли, и не только она, но даже этот
странный очкарик Герка Солнце… И даже разумный Алекс тут не безнадёжен –
сподобился видеть вещие сны… Повесть «Факши и шкаф» иначе, как
тренажёр для угадайки не назовёшь. Талантливо написано. Пожалуй, это самая
интересная во всём сборнике вещица, сложнее и интереснее «Имени ветра», приятно
озадачившей меня. Что ж, если Игоря Федоровского до сих пор не ждут ни в СРП,
ни в СПР – зажигайте оранжевые фонари, друзья мои! Заключительный рассказ-монолог от имени
старого иудея – практически саморазоблачение автора сборника. Оказывается, он
так и не смог научиться плакать! «Пересох колодец» его слёз. Не Гераклит, увы –
Екклезиаст… Да, ещё одно, на дописку: идеология КПРФ под
угрозой. Враг, неоязычник закрался в самое… враг, который слишком часто
мотивирует свои образы по иудаистским шаблонам…
а ещё утверждает, что он атеист!
Барданов Евгений | |
Просмотров: 1598 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||