Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Формулы мысли

В течение своей жизни я неоднократно сталкивался с препятствиями объективного или субъективно-психологического характера, для преодоления которых требовалось сосредоточить все свои интеллектуальные и жизненные силы на решении моральных проблем. Постепенно в ходе этой борьбы в моем сознании выкристаллизовались краткие словесные формулы, определяющие допустимые нормы отношения к самому себе, окружающим людям, обществу и миру. Такие формулы я записывал и сохранял для повторения в трудные минуты жизни. Я не претендую на универсальность этих правил, но знаю, что в моем жизненном и творческом пути они неоднократно помогали мне. Ныне я предлагаю вниманию публики некоторые из этих набросков – не для навязывания читательской аудитории своего мировосприятия, а скорее ради включения представителей этой аудитории в творческий диалог об основных ценностях жизни.

А. К.

 

Символ веры в себя

 

Я верю, что я— Личность, часть Человечества. Я знаю, что звание Человека и Личности превыше всех иных званий, что никакие конкретные земные победы не могут сделать меня больше чем человеком,  и никакие  поражения не могут лишить меня этого звания; поэтому треволнения жизни и ее случайные события не имеют власти над моим спокойствием. Я знаю, что все окружающие меня также имеют звание Человека, и в общении с ними проявляю уважение к этому званию, превосходящее мою возможную неприязнь к их конкретным недостаткам.

Я верю в Жизнь, и мое доверие Жизни абсолютно. Я доверяюсь её могучему течению, её животворной очищающей  силе, способной спасти меня, но признаю, что без моей активной земной и духовной деятельности это спасение невозможно.

Я верую, что у жизни есть смысл и цель, и понимаю, что понять их нельзя без любви к Жизни. Я люблю Жизнь, и эта любовь является для меня гарантом осмысленности моего бытия. Смысл жизни заключается в поиске смысла жизни. Вместе с тем я верую, что истины не существует вне живого, мыслящего и любящего человека, и не превозношу абстрактные категории философии над живой жизнью.

Я верю в счастье, которого добиться легко: не ищи счастья как кумира — и ты станешь счастливым.

Я верю в свой путь, который отличается от путей других людей, но не является ложным, признаю необходимость самостоятельного движения по этому пути. Чтобы стать кем-то, надо быть собой. Я стремлюсь к духовной независимости, но осознаю, что она возможна только вместе с моим признанием наличия у других людей равной независимости. Настоящая вера в себя несовместима с неверием в других.

 Я всеми силами пытаюсь хранить и развивать  в себе как святыню неповреждённый остаток  высшей человечности.

Я верю в себя!

 

Формула общения

 

Я— живой человек, и ты—живой человек.  В  твоем лице я общаюсь с бесконечным миром, отличным от моего, столь же бесконечного, но связанного с ним. Определять, кто из нас лучше, все равно что  сравнивать бесконечность с бесконечностью: это так же бессмысленно и бесплодно. Если ты причиняешь мне боль, то я вспоминаю, что одна бесконечность  не может отменить или уничтожить другую. Если я причиняю тебе боль, то я ограничиваю изнутри свой мир, лишаю его бесконечности, замыкаю себя в себе. Но я понимаю, какое это высокомерие— полагать, что человек может обидеть человека, что обидчик—сильнее обиженного, и каюсь в грехе. Я всеми силами стремлюсь, чтобы бесконечность моего мира продолжала бесконечность мира твоего, а не противопоставлялась ей.

 

Обращение к самому себе

 

Ты обречен на жизнь. Ты брошен в бытие без твоего ведома, воли и согласия. Тебе дана одна истина – путь. Тебе дано одно дело – движение. Двигайся вперед, не останавливаясь без достойной причины и не останавливая при этом других. Будь живым в полном смысле этого слова. Не разрушай благой силы жизни ни в себе, ни в других. Борись с препятствиями, но не борись с жизнью.

Ты обречен на борьбу. Любая борьба есть в конечном счете борьба с собой. В борьбе с собой ты одновременно – и победитель, и побежденный. Умей вынести то и другое достойно. Умей побеждать со смирением, не становясь от победы нравственно слабее, и умей проигрывать с гордостью, становясь от поражения только сильнее. Тогда любой исход борьбы станет твоей победой и подвигом.

Ты обречен на подвиг. Твоим подвигом может и должно стать любое дело, воспринятое и осмысленное как подвиг. Совершай его не ради славы или гордости, а так же естественно, как шаг вперед: ты не можешь не идти, если время движет тебя. ПоДВИГ есть ДВИЖение. Каждое движение к добру – подвиг. Каждый подвиг – движение на шаг вперед, не более и не менее. Ты не можешь его не сделать. Так иди вечно от одного подвига к другому – от рождения и до смерти.

Ты обречен на смерть. Она так же внезапна и независима от тебя, как рождение, как жизнь, как истина. В основе страха смерти таится либо страх жизни, либо страх истины. На деле можно и нужно бояться только одного: вины. Осознавай как победу над смертью каждый миг твоей жизни, каждое биение сердца и мысли – с первого до последнего, и тогда тебе будет дано как минимум семьдесят лет бессмертия.

Ты обречен на бессмертие. Бессмертие – это отсутствие власти смерти в твоих мыслях, душе и жизни. Каждый день и час воспитывай и выращивай в себе бессмертие. В твоей воле распоряжаться им во благо или во зло. Распорядись им так, чтобы отсутствие власти смерти в твоем внутреннем мире не обернулось отсутствием жизни. Бессмертие и смерть – это просто различные виды жизни.

Ты обречен на жизнь. Так живи – и будь живым во имя жизни!

 

Правила счастья.

 

1.                      Счастливы живые в полном смысле этого слова: они живы – и этим правы.

2.                      Счастливы бескорыстно любящие – они любят весь мир, не присваивая ничего из него, и рады за весь мир. Несчастны эгоистично любящие: они страдают и в обретении предмета любви, и в потере.

3.                      Счастливы свободные от привязанностей, – они найдут себя. Несчастны привязанные к миру, – они свободны только от себя.

4.                      Счастливы бесстрашные, ибо страдание человеческое есть 1 % боли и 99% страха перед ней. Несчастны боящиеся, ибо у страха их глаза велики, а ничего не видят.

5.                      Счастливы честно борющиеся – они победят себя. Счастливы побежденные, умеющие проигрывать, – они от поражений становятся сильнее. Счастливы победители, умеющие побеждать со смирением, – они выше своих побед, и потому им открыт путь к новым победам.

6.                      Счастливы соблюдающие долг перед жизнью, совестью и людьми: им есть, зачем жить. Несчастны те, кто никому ничего не должен: они не нужны даже себе.

7.                      Счастливы служащие высшим ценностям, потому что они господствуют над собой. Несчастны служащие только себе, потому что они рабы самим себе.

8.                      Счастливы имеющие свое Дело в этой жизни: их жизнь соразмерна их душам. Несчастны не имеющие своего Дела или совершающие чужое: их жизнь невыносимо тесна или бесконечно пуста для них.

9.                      Счастливы те, кто не ищет счастья, потому что только они достойны его.

10.                  Счастливы страдающие, ибо страдание – это толчок  к постижению счастья. Если бы не было боли, никто бы не понял, что счастье существует.

 

Философия счастья

 

1

 

Христианство учит, что высшее счастье есть любовь. Но любовь (даже к Богу), когда преступает границы разумного, становится демонической и ведет в ад: любящий Бога больше, чем людей, становится инквизитором, любящая мужа женщина толкает супруга на преступления... Кроме того, любовь в большинстве случаев несовместима с покоем, она, по крайней мере, в этой жизни, есть прежде всего большой труд, а не награда. Поэтому любовь сама по себе не приводит в рай. Любовь связана с желанием обладать тем, что любишь, а это желание в нашем мире никогда не удовлетворится полностью – время и смерть не допустят этого. 

Буддизм учит, что высшее счастье есть отсутствие желаний. Это достаточно привлекательный постулат. Счастливый человек говорит: "У меня все есть, и мне больше ничего не надо". Но счастье заключается не в первой, а во второй части этой фразы. Разница между ними с первого взгляда незаметна, но очень важна. Первую часть фразы ("у меня все есть" ) не может произнести в нашем мире, пожалуй, никто, а вот вторую ("мне больше ничего не надо", в более известном варианте - "остановись, мгновенье, ты прекрасно") хотя бы один раз в жизни произносил каждый из нас – в минуту полного счастья. Но для человека деятельного "фаустовского" характера такое счастье равносильно смерти: когда не к чему стремиться, незачем жить. Постоянное пребывание в нирване – состоянии отсутствия желаний – в контексте русской культуры оборачивается сном Обломова. Обломов – русский Будда. Но обломовщина – одновременно вечная мечта и вечная беда России. Поэтому, наверное, Далай-лама не рекомендует русским принимать буддизм.

Единственное разрешение противоречия этих двух фундаментальных установок, возможно, выражено в короткой строчке из стихотворения Есенина:

Где же ты, моя тихая радость –

Все любя, ничего не желать?

Совершенная любовь при совершенном отсутствии желаний дарит душе чувство полноты наслаждения жизнью и одновременно позволяет избежать двух крайностей: пустоты покоя при отсутствии желаний и мук от недостижимости соединения (физического или духовного) с предметом любви при наличии любовного чувства. Наиболее явственно это постигается человеком при созерцании красоты – природы, искусства, благородства человеческой души. Такое чувство бескорыстно, возвышенно и блаженно.

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 

2

 

Человек является счастливым в меру своей причастности к человечеству (верности человеческому в себе). Самое большая катастрофа, постигающая человека – добровольный разрыв с жизнью (самоубийство) – есть следствие разрыва с собой, с высшим человеческим началом в себе. Этот разрыв, в свою очередь, есть следствие разрыва с человечеством. Он может не оформляться внешне (отшельничество есть не разрыв с человечеством, а взлет над ним, нужный, чтобы лучше его увидеть), это – внутренний акт, выражающийся в принятии формулы: «Моя жизнь и моя душа на все сто процентов принадлежат мне, я волен делать все, что хочу, я никому ничего никогда не должен». В этом случае перед человеком распахивается небывалый простор… но идти оказывается некуда. Человек еще может некоторое время идти по инерции, но в конце концов понимает: тот, кто никому ничего не должен, никому не нужен. Слово «хочу» не способно привязать человека к жизни достаточно крепко, т.к. он может в любой момент сказать: «не хочу!». Если человек не должен жить, то он может отказаться от жизни, а если может – то рано или поздно попробует. Так отсутствие обязательств перед человечеством приводит к гибели (моральной и/или физической). Большинство людей, не чувствующих себя обязанными жить, живут (а вернее, физически существуют) прежде всего благодаря инстинктивной привязанности живого к жизни (тот же долг, но на подсознательном уровне), физической трудности самоубийства и страха перед наказанием (он опять-таки инстинктивно заложен даже в неверующих, только принимает иные формы – боязни осуждения, например).

В конечном счете человеку приносит счастье только то в его душе и жизни, что ему не принадлежит, но чем ему дозволено распоряжаться в силу некоего высшего разрешения. В этом случае исчезает главная причина страдания – страх потери. Саму потерю это, конечно, не отменяет, но убивает боязнь перед ней – а любое человеческое страдание на девяносто девять процентов состоит из волнения и страха перед болью и лишь на один процент – из самой боли. Не бойся боли – и страдание уменьшится в сто раз. Не бойся смерти – и ты ее вообще не заметишь (смерть приносит гораздо больше вреда остающимся в живых, чем умершему – они волнуются, а ему уже все равно).

Но раздать свое душевное имущество и пространство своего земного бытия первым встречным – тоже не выход. Если ошибиться с выбором хозяина своей жизни, то и жизнь может просто не состояться. А хозяин твоей жизни – только тогда Хозяин, когда поручает тебе какое-либо Дело. Тот, кто ничего не поручает, хозяином не является, ты ему ничего не должен и, следовательно, не нужен (см. выше). Поэтому человек должен провести глубокую внутреннюю работу, чтобы определить: какое Дело он призван совершить? Никто не вправе определить это извне, тут надо контактировать с сокровенной глубиной своего существа. Таким Делом может стать что угодно – спасение Вселенной, развитие культуры, забота о своей семье или о бездомном котенке. Ни одно из этих Дел не выше и не ниже других. Порой заботиться о парализованном родственнике сложнее, чем управлять могущественным государством. Главное – чтобы Дело было соразмерно человеку. Когда же Дело выбрано, надо понять умом, сердцем, каждым атомом своего существа, что каждый шаг, каждый вдох и выдох, каждое биение сердца и мысли твоей есть частица этого Дела, следовательно, вся жизнь твоя оправдана, осмысленна, нужна и включена в общий ход жизни на Земле, а значит, ничто не может помешать тебе в совершении Дела и достижении счастья, как ничто не может прервать жизнь на Земле. И каждый миг жизни – жизнетворчества – станет осмысленным и счастливым. И главной истиной твоей станет то, что жизнь не дается для счастья хотя бы потому, что она сама есть счастье. Счастье только тогда становится настоящим, когда оно есть изначальная данность бытия, а не его конечная цель.

 

Нравственные императивы

 

1.                      Будь живым в полном смысле этого слова. Пусть жизнь станет твоим трудом и отдыхом, творчеством и послушанием. Быть живым – значит делать живыми других. Делать живыми других – значит дарить им частицу лучшего, что есть в тебе. Что отдал – то твое.

2.                      Живи в любви к людям, природе и Богу. Нельзя любить людей и Бога, если ненавидишь себя. Нельзя любить Бога, если ненавидишь людей. Нельзя любить себя, если ненавидишь людей и Бога. Не может быть «любви к себе одному» или «любви к избранным», как не может быть «Бога для одного меня» или «Бога для избранных»: настоящая любовь направлена на всех, включая врагов.

3.                      Люби разумно и совестливо. Любовь, подчиненная разумной совести, есть добродетель, а любовь, подчинившая себе разум и совесть, есть греховная страсть.

4.                      Мысли правдиво. Любой обман направлен в первую очередь против обманщика. Не обманывай себя – поймешь людей. Не обманывай людей – поймешь себя.

5.                      Служи только правде, согласной с добром. Правдой – одной и той же – можно и спасти, и убить. Спасай ею все доброе и убивай дурное в себе и людях, но никогда не используй правду как орудие пытки!

6.                      Твори добро, наделенное разумной красотой. Добро должно быть не с кулаками, а с мозгами. Безмозглое и безобразное добро способно служить только злу.

7.                      Твори красоту и добро ради людей, а не ради абстрактных идеалов. Роза не пахнет, если ее никто не нюхает. Добро бессмысленно, если ни на кого не направлено.

8.                      Будь человеком в полном смысле слова. Чтобы быть человеком, надо стать собой. Чтобы стать собой, надо уметь не ставить себя превыше других. Человеком можно быть только в человечестве. Будь верен человечеству в себе – и ты станешь человеком.

 

Кодекс чести

 

1.                      Будь честен с собой: следи за своей душой, не смыкая глаз. Да не укроется от тебя ни одно движение твоей души! Будь прилежным учеником, мудрым учителем и сложной наукой одновременно. Владей собой, но не будь рабом себе!

2.                      Будь честен с людьми: относись к каждому человеку, как к целому миру, окружающему тебя. Делая добро, ты созидаешь мир, в котором тебе жить. Делая зло, ты разрушаешь мир – свой дом. Человек человеку мир. Свою душу можно увидеть только в глазах ближних. Умей увидеть в ближнем скрытую вселенную – и твоя внутренняя вселенная станет вдвое больше.

3.                      Будь честен с каждым делом, которое ты совершаешь (включая главные дела – жизнь, любовь, добро): трудись ответственно ради любви к делу, а не ради награды. Счастлив только тот, кто не ищет счастья. Награды достоин только тот, кто не ищет награды. Работай, как сын на отца, а не как наемник на хозяина, – и ты получишь больше, чем хотел.

4.                      Будь честен с высшими ценностями жизни: истиной, добром, красотой. Относись к ним не как к абстрактным понятиям, а как к живым существам, более того – как к составляющим своей души. Если ты лжешь, ты вонзаешь нож в правду.  Истина – это человек. Будь добр с истиной, как с человеком, – и ты станешь Человеком с большой буквы.

 

Приручение человечества

 

Человечество – это мрамор, а государство – это скульптура. Материал, из которого создается скульптура, может быть разным по качеству, но сам по себе он не добр и не зол. Изваяние же может нести в себе посыл к добру или злу. Как изваяние создается из мрамора ценой частичного разрушения мрамора, так и государство формируется из человеческой массы ценой разрушения части этой массы. Поэтому государство в любом случае основано на крови – большей или меньшей. В любой социальной структуре (от государства до семьи) есть преследователь, жертва и судья, которые непрерывно меняются местами. Этот обмен ролями есть жизнь государства. Любое общение подразумевает неравенство – разделение на субъект и объект общения. Из этого неравенства вырастает сначала интеллектуальное, а затем и социальное подчинение одного человека другому, следовательно – унижение, страдание и бунт. Таким образом, государство не может существовать без «пожирания одного гада другой гадиной». Но изгнание «торжествующего зверя» из жизни человечества невозможно.

Как мыслящий индивидуум может строить свои отношения с «торжествующим зверем» – социумом? Для этого есть два пути: путь укрощения и путь приручения.

В первом случае зверь подчиняется силой – оружием. Но каждый удар оружия по зверю ранит и укротителя, так как он тоже есть часть социума, хотя и противопоставляет себя ему.  Кроме этого, зверь может быть подчинен лишь на некоторое время, по истечении которого он поменяется местами с укротителем в силу вечной нестабильности любого государства (см. выше).

Другой путь – путь приручения – подразумевает установление дипломатических отношений вместо войны: «подкармливание» зверя – государства  –  обещаниями, «поглаживание» – предоставление льгот отдельным его слоям и т.д. Этот путь позволяет достичь более прочной власти над социумом, но он устанавливает взаимозависимость между лидером и «прирученными» им людьми: «мы в ответе за тех, кого приручили». Лидер вынужден разговаривать с государством на языке государства (зверя), принимать его ценности (включая ложные), брать на себя ответственность за его беды и преступления и смывать эту кровь новой кровью. Кровь смывается только кровью, никакие слезы от нее не очистят. Поэтому на этом пути зверь приручается, а укротитель становится зверем.

Таким образом, оба пути противостояния личности и государства приводят к одному и тому же: объединению борющихся сторон в одно явление – ЗВЕРОЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Эти факты сами по себе не хороши и не плохи. Отношение человека к окружающему миру, как правило, определяется его потаенным отношением к самому себе: одно и то же явление природы, например, способно вызвать восхищение у человека, переживающего эйфорию, и отвращение у человека, находящегося в состоянии депрессии. К реальности это не имеет никакого отношения. Так и Торжествующий Зверь государства кому-то покажется тигром-людоедом, а кому-то – мирно дремлющим котенком.

Единственный способ установить цивилизованные отношения с социальным миром – это, минуя государственный уровень, общаться напрямую со всем человечеством как с конкретным человеком и с каждым человеком как с персонифицированным человечеством. Делая зло ближнему, мы вонзаем кинжал в человечество, и наоборот. Не надо бороться с государством, надо просто пройти сквозь него, как сквозь тень, и выйти напрямую к Человечеству. Этот путь невозможен во внешнем мире, его надо совершить внутри себя. Когда мы достучимся до Человека в себе, мы достучимся до Человечества.

 

Символ веры в Жизнь

 

Я верую в Жизнь, разумную, но неуловимую, понятную, но непостижимую, вечную, всемогущую, всеведущую, вседовольную и всеблагую. Жизнь не теряет своих качеств из-за вторжения в Нее элементов зла и разрушения, ибо Она есть начало, все вбирающее в себя, и я должен принять Ее во всей Ее полноте. Страдание—это крест: когда ты несешь его, он своей тяжестью придавливает тебя к земле; когда ты восходишь на него, он приближает тебя к небу. Это приближение мучительно, но только так ты можешь увидеть многое, чего не увидел бы с самой высокой вершины.

Я надеюсь на Жизнь. Я не боюсь смерти, ибо знаю, что не останусь с ней один: живой не может быть одиноким. Я люблю Жизнь и хочу понять ее. Жизнь открыта, но неисчерпаема. Я знаю, что не могу постичь всех ее глубин, и благодарен ей за это: бесконечность и неисчерпаемость жизни вне меня есть гарант бесконечности и неисчерпаемости жизни внутри меня.

 

Письмо Смерти

 

Я хочу говорить с  тобою, Смерть. Я не боюсь тебя, ибо знаю, что не я– тебя, а ты – меня должна бояться. Ты беднее меня, Смерть, и несчастнее, ибо жизнь твоя, абсурдная жизнь смерти, длится только один миг – миг моего умирания. Пока я живу, я каждый миг побеждаю тебя; когда я умру, ты обретешь одно мгновение полного торжества надо мною, но против этого одного мига я выставлю мириады мгновений своей жизни, полных чувства, мысли, любви, полных Человечности, – и счет нашего поединка все равно будет в мою пользу. Не бойся меня, дочь моя Смерть; мы не враги с тобою, и я помогу тебе избавиться от страха и, живя рядом со мною,  работать на меня, а не против меня. Союз Жизни и Смерти–вот что нужнее бессмертия! Если он сформируется, то само бессмертие будет уже не нужно. И я пью кровь и плоть Жизни, причащаясь во имя этого союза: за твое здоровье, дочь моя Смерть! За твое здоровье, сестра моя Жизнь! С днем рождения, Бессмертие!

Категория: Мои статьи | Добавил: Недопушкин (04.08.2013)
Просмотров: 347 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: