Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Игорь Сенин - Бороться и искать...

Мы живём в сложное, во многом непонятное время. Наступивший двадцать первый век принёс России смену приоритетов, определявших ранее отношение человека к жизни и месту в ней. Пришедший на смену социалистическому либерально-рыночный проект повлек за собой преобладание в отечественном обществознании либеральных евроцентристских установок. Вместе с тем попытка дискредитации прежних нравственных ценностей, основанных на православной вере, а затем коммунистической идеологии, при несформированности и неприятии российским обществом западных нравственных ценностей индивидуализма и потребительства, привела многих россиян к потере как смысла собственного существования, так и к неясности дальнейшей перспективы развития российского общества.

Опять встаёт извечный вопрос: что делать? Думаю, ответ очевиден. Бороться и искать, найти и не сдаваться. Не пытаться «сесть в чужие сани», оставаться самими собою, отбросив навязываемый нам комплекс неполноценности. Тем более что цивилизационная теория развития общества продемонстрировала уникальность и вместе с тем равноценность всех цивилизаций, их несводимость друг к другу. Давно понятно, что  Россия - не Европа, и не Азия. Но тогда, кто мы, и какие мы?

               И.А.Ильин писал: «Русская идея - есть идея сердца, созерцающего свободно, предметно и передающего своё видение воле для действия и мысли для сознания и слова. Вот главная идея русской самобытности»[1]. Идея сердца означает приоритет чувства над разумом и волей в отличие от рациональности.

Рациональность –  специфическая черта западноевропейского развития, во многом способствовавшая становлению западной   буржуазии   и   капитализма,   отмечал   М.Вебер, называя   её «капиталистическим   духом»[2].   Понимая   доминанты   духовности   народа, цивилизации, становится ясным, какие идеи господствуют и выполняют системообразующую роль в   общественном    сознании. Если системообразующими началами Западного общественного сознания выступают: рационализм, индивидуализм, прагматизм, расчёт и выгода,  необходимые для развития частного предпринимательства, то для российского общественного сознания характерна    диаметрально противоположная    система морально-этических    приоритетов:

1.                 Чувства над разумом (в постижении действительности).

2.     Содержания над формой (в стремлении к справедливости, а не к формализации норм поведения).

3.     Коллективизма    над    индивидуализмом    осуществлении деятельности).

4.     Общего над частным (в определении интересов).

5.     Духовного над материальным (в постановке целей).

           Вот почему в наше рациональное время, когда, казалось бы, во всём должен главенствовать холодный расчёт, для большинства россиян по-прежнему, на первом месте остаётся душа, которая вряд ли может раскрыться в бизнесе.

          Другое дело – творчество. Поэтому сейчас, как никогда ранее, именно за творчество, как за якорь спасения, цепляется всё больше и больше самых разных  людей, ощутивших и раскрывших в себе созидательные способности. И было бы ошибкой считать, что это только бывшие «борцы идеологического фронта», ныне оказавшиеся не у дел.

          Да, эпоха идеологического засилья, осталась в прошлом, и  для творчества, казалось бы, открылись все двери. Разве не вызывают вдохновения нынешние свобода слова и самовыражения, запрет цензуры и господствующей идеологии, отсутствие коих в советское время загоняло в «подполье» тех, кто не желал идти на поводу социалистической конъюнктуры? Зато сейчас можно всё, и даже талант, как выясняется, не обязателен. Да, можно, но опять-таки, не всем. Едва освободившись от одних оков, российское искусство угодило в другие, в оковы рынка. Теперь, уже в точном соответствии с законами рыночной экономики, хочется воскликнуть: «Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит это кому-то нужно». «Раскрутка звезды», осуществляется, разумеется, не бесплатно, а за деньги, и немалые. А их-то, как правило, и не достаточно, пусть у талантливых, но не умеющих жить по современным рациональным меркам, не бизнесменов, не предпринимателей, а обычных российских людей, на первом месте у которых была и остаётся душа, а никакой не бизнес. Таким, хотя бы свою семью прокормить. А то, что душа не может молчать, так это её проблемы. Сначала заплати, а уж потом говори, что угодно, как угодно и сколько угодно.

       Выходит, что большинству авторов и сегодня уготован отнюдь не выход в свет, а путь в новое, вынужденное «подполье», из которого, кажется, нет выхода.

             И всё же, проблема оказывается решаемой, пусть пока и частично. Сквозь асфальт апатии, безразличия и коммерческого цинизма пробиваются ростки, казалось бы, в очередной раз похороненной  культуры. Эти ростки – отдельные  примеры из современной литературной жизни города Омска.

      Первой ласточкой в деле объединения значительной части талантливых, профессионально пишущих авторов, независимо от их возраста, мировоззрения, места жительства, принадлежности к тому или иному литературному течению, писательскому союзу или литобъединению, стал омский литературно-художественный журнал «Иртышъ-Омь». В настоящее время вышло пять номеров этого  журнала, который от номера к номеру совершенствуется. Стихи и проза немалого количества одарённых авторов составляют его содержание. Радуют глаз иллюстрации омских художников М.Ткачёва, К. Решетниковой, П. Радзиевского, помещённые на обложке и страницах изданий журнала. Журнал «Иртышъ-Омь», является приложением к альманаху «Тарские ворота».

        Литературно-художественный альманах – «Тарские Ворота» появился в Омске недавно, но уже успел снискать популярность у читателей. Тарские ворота – один из замечательных архитектурных памятников Омской истории и культуры. И название альманаха символизирует путь авторов в большую литературу. Цель альманаха «Тарские Ворота» – объединить на своих страницах произведения уже достаточно зрелых, маститых литераторов, опробовавших перо в журнале «Иртышъ-Омь».

              Ещё один новый литературный альманах, выходящий в городе Омске, на страницах которого публикуются как известные, так и начинающие авторы – «Точка зрения».  Название показывает разнообразие их взглядов на существующую действительность и её отражение в искусстве. Поэзия, проза, художественный перевод – всё это вмещает в себя альманах, издаваемый замечательным поэтом, художником, переводчиком Андреем Козыревым.

     В 2012 году в Омске вышел первый выпуск художественно-литературного альманаха «Чаша», посвящённого омскому поэту Аркадию Кутилову. Инициатор проекта, автор-составитель и главный редактор альманаха – хранитель музея художественного творчества «Омские родники» Нелли Арзамасцева. Среди авторов альманаха – как омские литераторы, так и авторы из других городов.

Для того чтобы помочь творчески одаренным людям обрести свой путь, отыскать «место под солнцем», группа писателей Омска в начале 2012 года создала литературно-художественный союз «МОСТ» («Мысль-Общение-Свобода-Талант), объединивший многие печатные и электронные издания, литературные студии, Интернет-сайты, созданные в Омске и других городах. Именно под эгидой клуба «МОСТ» издаются литературно-художественные альманахи «Точка зрения» и «Менестрель»  (редактор А.В.Козырев), «Тарские ворота» (редактор И.В.Егоров), «Чаша» (редактор Н.А.Арзамасцева), выходит молодежный литературный журнал «Иртышъ-Омь». Союз «МОСТ» открыт для сотрудничества с другими творческими организациями. Так, целый ряд авторов «Точки зрения» и «Тарских ворот» публикуются в газете «Интеллигент», выпускаемой Московским салоном литераторов (Моссалитом) в Москве, Санкт-Петербурге и Нью-Йорке, а поэты, прозаики и переводчики из обеих столиц России, а также Зарубежья постоянно печатают свои произведения в альманахах и журналах «МОСТа».

Подводя итог сказанному, испытываю двойное чувство – негодования и надежды. Негодование возникает от того, что сегодня в творчестве человека с его чувствами, мыслями, душой, фактически никто, кроме него самого, не заинтересован.  Государственные чиновники и официальные писательские организации чаще всего воспринимают его как досадную помеху, нарушающую их покой. Не до него, самим бы удержаться на плаву. Разумеется, не следует допускать к публикации произведения «сырые», технически несовершенные, откровенно безграмотные. Но с авторами нужно работать, а не отмахиваться от них как от назойливых мух, отгораживаясь маской собственного «величия»,  иначе можно многое потерять. Не им, конечно, а стране и её культуре. Страшно подумать, что, Пушкин, Достоевский, Чехов, и прочие прославленные корифеи русской литературы, при всей своей гениальности, с большой долей вероятности,  могли бы и не пробиться к читателю, живи они в наше время.

Надежда умирает последней. Что ж, если «точки над i» расставлены, если «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»,  радует хотя бы возможность  реализации на деле принципа «помоги себе сам». Слава Богу, не перевелись ещё на Руси подвижники, выводящие творческих людей  из тени, объединяющие их на страницах журналов, альманахов, сборников, помогающие донести их голоса до тех, кто стремится эти голоса  услышать и припасть к ним, как к живительному роднику в нынешней пустыне рационализма и бездуховности.

 А что же дальше? А дальше нужно продолжать начатое, и развивая достигнутое, следовать девизу – бороться и искать, найти и не сдаваться!

 



[1]              Ильин И.А.. О русской идее // Русская идея. М., 2004. С.403.

[2]              Вебер М.. Теоретическая этика и дух капитализма // Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000. С.204.

Категория: Мои статьи | Добавил: Недопушкин (19.12.2012)
Просмотров: 541 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: