Главная » Статьи » Мои статьи |
Искусство покорения народных масс политиком сродни искусство покорения женщины
мужчиной. Политик в этом случае выступает в роли мужчины (активного элемента),
а толпа – в роли женщины (пассивного элемента). В их взаимоотношениях можно
выделить следующие этапы: 1.
Большой
Взрыв. При начале карьеры политик, как правило, производит скандал для
привлечения к себе внимания общества. 2.
Конфликт
и падение. Добившись известности, политик резко падает вниз в социальном измерении
(демонстративный отказ от должности, уход в оппозицию, заключение, изгнание и
др.) Большая часть общества в результате настраивается категорически против
него, но меньшая часть – «бунтовщики по природе» – начинает поклоняться ему «в
знак протеста». 3.
Неожиданный
взлет. Политик совершает поступок, признаваемый подвигом (примеры – Аркольский
мост, остановка корниловского бунта), после чего к нему возвращается
влияние и почет. 4.
Самоумаление политика. Политик неожиданно отказывается от
привилегий и становится на колени перед простым народом. 5.
Ответное
самоумаление народа. Народ в порыве
благородных чувств падает перед политиком, чтобы поднять его с колен. 6.
Формирование
вертикали власти. Политик, почувствовав народную любовь, крепко встает на ноги…
а народ на неопределенный срок остается
на коленях. Все в этом процессе аналогично развитию
отношений между мужчиной и женщиной: знакомство – конфликт (вызываемый
мужчиной) – примирение (вызываемое им же) – мужчина делает вид, что подчиняется
женщине – женщина по-настоящему подчиняется мужчине – мужчина закрепляет свое
главенство. В будущем «романе вождя с нацией»
возможны два пути развития событий: либо путь постоянного разжигания и угасания
конфликтов (по скрытой инициативе политика), либо путь «брака по расчету» и
установления равнодушно-благожелательных отношений. Народ может свергнуть
правителя, которого ненавидит, может (при определенном воздействии)
возненавидеть того, кого любит, но не может избавиться от того, к которому
просто привык. Равнодушие скрепляет союзы (брачные и политические) сильнее
всего. Таким образом, можно говорить о своего
рода «политическом Эросе», силе любви народа к лидеру, являющейся, как правило,
проекцией потребности каждого «маленького» человека в ком-то родном, кто всегда
готов оказать ему покровительство. Если
семья есть ячейка общества, то государство есть своего рода гиперсемья. Отношение
народа к своему вождю – это проекция
отношения человека либо к родителю (пример – «отец народов» Сталин), либо к
партнеру по браку (пример – «муж германской нации» Гитлер), либо к ребенку,
достигшему зрелости и совершающего подвиги «во имя отца своего» (пример –
«маленький капрал» Наполеон, выросший из ничтожества в императоры на глазах у всего
народа). В свете этих воззрений сакраментальная фраза «сын за отца не отвечает»
приобретает новый, неожиданный смысл, над которым, несомненно, стоит
задуматься. Государство можно сравнить не только с
семьей. Оно есть еще и колоссальный движущийся атом, который состоит из ядра
(основы общества, его сверхактивных политических элементов) и электронов
(нейтральных частиц, вращающихся вокруг ядра). Ядро состоит из двух
противоположных по идеологии социальных групп (западники и славянофилы,
либералы и патриоты, реформаторы и консерваторы и т.д.). Чем дальше они
расходятся идеологически, тем крепче они связаны друг с другом: дружить можно и
на расстоянии, а драться – только вцепившись друг в друга и слившись в единый
ком; вражда связывает сильнее, чем дружба. Борьба и единство политических
антиподов в равной степени цементируют общество, но основные созидающие силы
общества вращаются вокруг ядра, – не вокруг тех или других его составляющих, а
вокруг борьбы как таковой, – не присоединяясь к нему. В этом мире бесконечного движения успешный
политик, как правило, позиционирует себя как переходную точку между двумя бесконечностями,
двумя периодами истории страны: темным (отрицательным) прошлым и светлым
(положительным) будущим. Т.е., он фактически находится в положении нуля между
бесконечностями положительных и отрицательных чисел. Его «нулевое» достоинство
– главный фактор, определяющий степень прочности его власти. У настоящего
политика вместо собственного лица должно быть зеркало, в котором каждый мог бы
увидеть себя. Лицом политика является установленная им
цель собственной деятельности. Но присутствие у государства, его правящей
партии либо ее лидера какой-либо ясно выраженной цели, по достижении которой
ничего не надо будет делать, есть гарант гибели государства либо лидера.
Опытные лидеры устанавливают общее направление своей деятельности
(экономическое развитие, демократизация, прогресс в какой-либо важной для
общества сфере), но не указывают конечной точки пути и – тем более – даты достижения этой точки,
т.к. этим самым они назначают дату своих политических похорон. Главное –
выбрать себе миссию, которую можно успешно выполнять всю жизнь, не боясь, что
она когда-либо будет выполнена до конца. Впрочем, это проявление общего закона
человеческой жизни – жизнь бесконечна именно в силу отсутствия у нее конечной
цели. Жизнь, имеющая цель, конечна, следовательно, бессмысленна. Смысл и цель
жизни – далеко не одно и то же. Смысл может и должен быть у каждого конкретного
мига, у каждого отрывка жизни, но у всей жизни его в принципе не должно быть –
иначе жить будет незачем. Поэтому экзистенциальная бесцельность
индивидуальной деятельности каждого из нас, как и кажущаяся бесцельность
политической суматохи современного мира, не должны смущать нас. Слава
провидению за то, что мы не знаем, для чего живем! Если бы мы знали, то и жить
нам, скорее всего, не захотелось бы. | |
Просмотров: 886 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||