Главная » Статьи » Мои статьи |
– go
to… – I’m got!
Две книжки – чёрная и красная. Изучаю интеллектуальную
прозу Серёги Косова. Нет, формально он не «гот», но влечёт его то же: чёрное и
красное, суккубы и зомби, и в ангелов не верит, хотя и бережёт внутри нежнейший
рай, но это рай другого существа – не его. Но чувствуется, парень жизнь положит
ради этого потустороннего НАЧАЛА. Помню, видел чёрную его книжицу в
магазине на Любинском, правда, давно. Она и датирована 2010 годом. Старовата?
Ну, так… Два года прошло. Но мне важнее то, что она – сборник. Сборник
рассказов, нет, лучше сказать – новелл, – «заморское» обозначение больше
соответствует содержимому книги… Красная книжка? Вольный лист №9 – контрольный
в голову («Баллада о пьяном поэте»)... Новелл тринадцать. Под чёрной обложкой.
На обложке страаааааашный зверочеловек, поедающий мяасо (Ф.Гойя неудачно
изобразил Сатурна, пожирающего собственных детей… и сам облезлый, и рожа-то
перепуганная, уморительная!). Под ним подпись: ХОЗЯИН. Так, себе думаю, щас начнётся
«жесть» - от слова «шесть» (по-шведски sex).
Чуть ошибся. В той стране, готской, секса нет – только изнасилование мозгов… и
аромат младенчески-невинной нежности. Авторские сборники, в оформлении которых
отчётливо прослеживается символизм, легко разгадывать. Сам процесс составления
такого сборника – творческий акт, и к нему равно приложимы закономерности
психологического плана, как и к частицам, из каких он составлен – отдельным
произведениям. Нет какого-то конкретного метода, но кто знаком с проективными
тестами – меня поймут. Даже пользователи гадательных систем понимают, что
неспроста выпадает гексаграмма, вытягивается руна, или ложится карта. Творческий акт экзистенциалиста – это
диалог, в котором отвечающая личность пребывает По-Ту-Сторону. Вот только с
этими «личностями» бывает неразбериха – всякий эзотерик подтвердит мои слова.
Так что обычному человеку связываться с подобным творчеством чревато «сдвигом
по фазе», а те бедолаги, что не умеют не творить, частенько встречаются в
очередях в психиатрической лечебнице. Обобщённый лирический герой Сергея Косова
в сборнике новелл «Хозяин» именно такой тип – «съехавший с катушек» необычный
романтичный хороший мальчик. Нам, сорокалетним, ситуация
романтического одиночества тоже знакома. Но мы-то мечтали о другом: нелюдимый,
погружённый в себя, проживающий в мире людей и вещей одинокий художник,
музыкант, увлечённый полезным делом учёный, мореплаватель или астронавт внутри звездолёта,
удаляющегося к Альфе Центавра. Вокруг – враждебная среда, с жёсткой радиацией,
замогильно холодный вакуум. Внутри корабля – уют замкнутого пространства,
гидропоника, комната психологической разгрузки со старыми, давно
пересмотренными и бережно хранимыми файлами любимого кино. Единственный
собеседник – суперкомпьютер звездолёта, который достанет тебя повсюду: и в
лазарете залечит и в туалете замочит. «Жести» не пугались, но старались
избегать чисто по эстетическим мотивам. Ужастики как жанр пришли к нам из-за
«железного занавеса» и воспринимались как наивный примитив, который вытягивают
лишь кинематографические спецэффекты. Та же ситуация романтического
одиночества в голове у каждого центрального персонажа Косовских новелл, какую
ни возьми. Я оттого и уточнил, назвав «заморскими» – это рассказы
про духовных заморышей, или как
сейчас модно, про лохов: герой
перманентно куда-то убегает, не сидится ему в нашем мире на заднице! Он то
провидит своё будущее – и ему скучно, то он грезит об ушедшем счастье – и ему
горько. Он творит заведомую гадость – и возмущённая совесть превращается в
Ужас. Он стремится побороть свои нормальные первичные инстинкты – влечение и
ревность – и рационализирует своё «второе я», дескать, то Зверь меня толкает в
спину, а я – жертва, я хороший, мама. Конечно, окружающие его, такого упёртого нытика
не принимают, они же нормальные, взрослые, с работающими яйцами, – а ему
обидно, и «герой нашего времени», оскорблённый до самого «зародыша»,
принимается колотить всех подряд чем попало и пошло материться, словно агония
избавит его от самоуничтожения. Автор, по словам моих знакомых,
оценивает собственное творчество как «крамола и жесть». Ну, а как же? Ведь
налицо все атрибуты жестокости: ужас, трупы, кровь, безумие… Да, «их есть у
него». Местами, даже чересчур плотно, утрированно… до смешного. Я ей-богу, откровенно хохотал, наблюдая,
как сензитивный человек, пытаясь донести открывшийся ему по праву рождения
мотив глубинной материнского уровня тревожности, тщится настращать чепухой. Забавен пессимизм домоседа с парнокопытным
антихристом в голове, которого на улице моментально встречают и Солнце, бьющее
в глаз, и алкоголь, догоняющий по мозгам, и гопник, непременно ошивающийся
рядом. Комичен агроном, испугавшийся пригородной рощи, сучков и грязи. Смешна
беспомощность воришки, прыгающего с крыши в безумной надежде спастись от угрызений
совести. Противно нарочитое юродство мальчишки-«обличителя», прикидывающегося
«Воином Света» – ни больше, ни меньше. В
общем, неловко и за автора, предложившего довольно-таки циничные сюжеты,
называя образную глупость громким эпитетом – «крамола». Извиняюсь, конечно, но нытьё меня не
заводит, и пластилиновые трупы не пугают, даже такие, вылепленные изящно.
Бывают в художественной литературе страшные описания, но подача должна быть
иная – тоньше, ближе к психологической норме, как, скажем, у Ремарка, Шолохова,
или Кафки. Ближе к действительности. Правду жизни прозаик С. Косов воссоздаёт
следующими приёмами: демонстрацией эмоции и философским осмыслением
предложенных вниманию читателя обстоятельств. Эмоция, даже несмотря на расклад
по процентам, у него всегда однообразна – я хороший, но мир меня отвергает, все
меня гонят. Осмысление тоже без вариантов: …потому что я одержимый изначальным
злом… и лучше бы мне не жить вовсе. И естесссно, герой тут же стреляется, режет
себе глаза, сигает с высоты… Всё, что угодно, кроме единственно логичного
способа избавить себя от сумеречного самоедства – спрятаться под одеяло и
хорошо выспаться. А поутру вдохнуть рассветную свежесть – йоговскую прану, и
действительно сделать что-то хорошее для людей. А вот нет! Ну их, людей! Не желает «одержимый» становиться
дееспособным, нормальным человеком, у которого есть не только тайное и нежное
«интимное пространство», но и жестковатое, верно, вариабельное пространство
общения. СКУЧНО ему. Это такой псевдо-Печорин, в облике гота, медитирующий на «немножко
ужасное». Он замыкается в себе, лелеет эгоистичные «насаждения» как мама
пестует новорожденного, встаёт к рассвету и встречает Солнце… но Солнечная
радость не оживляет его душу. Там – червячок живёт. Ма-аленький такой,
незаметненький, но, поскольку он живёт в мозгу у самого уха, то и нашёптывает
человеку, своему Хозяину: сдохни, а я тебя съем. И легонько так касается
хвостиком гипоталамуса – кайф! А если Хозяин засомневается, червячок сразу цап
его за другой полюс лимбико-ретикулярной шкалы («и дитё в тебе съем») – Ужас!!!
Проза Сергея Косова, как уже было
сказано, – интеллектуальна. В массе ерунды всё же есть два-три приличных
рассказа, ценных попыткой исследовать сданные лирическим героем анализы.
Довольно много наблюдений и философских обобщений, авторская речь лаконична и
тяготеет к афоризмам. Сюжеты композиционно грамотны, если не учитывать
отдельные зияющие дыры психологического обоснования мотивации героев. Поразительно вот что – молодые люди,
которым жить да жить, грезят о смерти. Объясняют девиации поведения – он даун,
шизик, бешеный. И даже не пытаются искать выхода. Зачем? Ах, это так романтично! (быть бледным и
дохлым, как привидение) Ах, это новое поколение городских развалин… самовыражается.
P.S. Проблема
психологического пространства личности исследована и описана во множестве
вариаций, но изначальная ситуация едина – дееспособность – способность любить,
радоваться, общаться больше зависит от жизненного тонуса, а не от содержимого
внутреннего мира. Чувствительные
натуры и непризнанные Гении… Высыпайтесь.
Делайте по утрам зарядку! | |
Просмотров: 809 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.7/6 |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||