Главная » Статьи » Мои статьи |
Читая стихи и статьи Андрея Козырева, невольно убеждаешься в том, что перед нами не просто замечательный поэт, но и учёный, философ, сродни Николаю Данилевскому, Владимиру Вернадскому, Ивану Ефремову. Это ведь совсем не просто - почувствовать
и протянуть нить от прошлого через настоящее к будущему. Судите сами. 1. Эссе «Родокровие и родословие"
Читая эссе, радуюсь тому, что не оскудела память молодых о старине.
Причём делается это вовсе не напоказ, а скорее от неравнодушияя к судьбе
Родины. «Старая жизнь… Я не видел ее, но в крови моей – не в душе, а глубже –
спит еще то, что бушевало и боролось здесь, на земле сибирской, века назад.
Проснется ли память? И что принесет нам пробуждение – мир или новую войну? Не
знаю… Но помнить – надо. Знать надо. Иначе – воздух, именуемый историей,
иссякнет. Дышать будет нечем», пишет Андрей Козырев. Конечно, он больше пишет о Сибири,
вспомним название статьи, но Сибирь – только часть России, хотя может быть, и в
большей степени, сохранившая её корни. «Врасти в землю! Пустить как можно глубже
корни в народ местный, в речь его и кровь, обхватить сердце земли этой корнями
своими – и не дать повалить себя, не отступать с занятых рубежей! Вот дело
наше, - стояние воинское, мужеское, почти
молитвенное, под натиском со всех сторон, под дождями, под снегом, под саблями
и пулями вражескими». О каком колониализме со стороны русских
может идти речь? Хотя подобные разговоры нет-нет, да и прорываются в прессу. Взаимопомощь, братство и объединение -
вот основы российского продвижения и роста. Это Андрей Козырев ещё раз
убедительно доказывает. Но, Сибирь - это ещё не вся Россия, Хотя Андрей, может
быть, увлёкся Сибирью.
«Вдали молчат
Атлант и Прометей: Им нечем
дорожить, кроме цепей. И спит который
век, который год Над старым миром
плоский небосвод. Ему судьбой
преподнесен урок: Европа – рукоять,
Сибирь – клинок!» Почему «Европа», а не «Россия»?
2. «Слово предоставляется Танталу» «Человек – это одиночество,
облеченное в плоть. Всюду, какова бы ни была жизнь моя, меня мучила ЖАЖДА,
постоянная неутоленность моих желаний и порывов, воля к счастью, к знанию, к
власти. И в конце концов я понял, что утоление жажды есть конец движения, конец
жизни, а пока я голоден, пока ищу насыщения и не нахожу его – жизнь моя не
прекращается. Так моя мука стала
моим счастьем. Я – корень всех дел и желаний ваших. Я – Тантал». Так поэт
переосмысливает древнюю легенду. И с ним можно согласиться. Помните, «Пока
живу, помню», «Надежда умирает последней», «Бороться и искать, найти и не
сдаваться»… Разве эти замечательные слова, ставшие девизами, не подтверждают
правоту Андрея Козырева? Однако всем нам каждый раз в этом приходится убеждаться заново. Такова жизнь. Жажда и утоление жажды - «это борение – вечно, нет в нем победителя и нет побежденного, да и не должно быть: только пока длится оно, жизнь существует, жизнь произрастает, жизнь течет». Эта мысль продолжается в эссе Андрея Козырева «Война воздушная». 3.
«Война воздушная» «Не важнее
ли всех войн и столкновений народов и государств эта постоянная, с дней
возникновения Земли происходящая борьба тепла и холода. И по таким же законам
движется история: видно, так надо было, чтобы общество подчинялось тем же
правилам, что и природа, – произрастало, как дерево, волновалось, как море,
сотрясалось, как небо в грозу?», - размышляет Андрей. Согласен с
тем, что в мире существует изначальная гармония. Мы в своей мании величия зачастую не ведаем, что творим. Сколь же мало мы знаем о ней, как легко можем
нарушить. Нарушить, себе во вред. Ведь мы, часть природы, без которой и нам не
жить. Западное хищническое мировоззрение, пытающееся стать приоритетным, уже
вплотную придвинуло человечество к катастрофе: экологической, энергетической,
демографической… Как выбираться будем? Ответ в следующем эссе.
4.
Соединяй и властвуй, или Триалектика как развитие и усовершенствование
диалектического миросозерцания Пролегомены
к новой науке логики
Как известно, «развитие
мироздания, с точки зрения диалектики, осуществляется через разделение.
Разделяй и властвуй, таков принцип Западной цивилизации, подхваченный ею от
Древнего Рима, который известно, чем закончил. Принципы диалектики таковы, единство
возможно только в борьбе, и только борющиеся стороны едины. Из этих тезисов
вытекают положения о необходимости противостояния людей, их конфликтов,
взаимного насилия. Так из гегелевской «Науки логики» естественно вырастают
основные положения манифестов социал-дарвинизма, нигилизма, фашизма и даже
сатанизма». Строящаяся на этих началах Западная Цивилизация, противостоит
Российской. В её основе «под оболочкой различия в богословских формулировках
таится конфликт двух философских систем, определяющих основы миросозерцания -
двух систем диалектического и триалектического мышления», замечает Андрей
Козырев, что мне представляется совершенно верным. Логика западного
человека – диалектична. С точки зрения Запада, три лика Святой Троицы сводятся
к двум – Отцу и Сыну, отводя Святому Духу промежуточное положение. Отсюда, разделение
общества на отцов и детей. Объединяющее начало – Дух, перестаёт играть роль в общественной жизни. И
Человек воспринимается как начало двуединое, состоящее из враждующих души и
плоти. Дух – третье лицо и третейский судья в борьбе любых противоположностей –
в ней отсутствует. Логика русского человека – триалектична. Если
двуединство подразумевает раздор, то триединство – соборность, мирное
взаимодействие, где третье лицо занимает промежуточную – и потому примиряющую –
позицию. Третий элемент, который осуществляет и регулирует развитие системы, не
позволяя ей уничтожать себя, стимулирует
её мирное развитие. Такова мысль поэта и философа. О которой говорю: «Как сам
то я не додумался?». Как и диалектика,
триалектика имеет свои законы, которые выводит Андрей: 1. Любая система – триедина,
она состоит из активного, пассивного и управляющего
взаимодействием элементов. 2. Взаимосвязь всего со всем (мировая
гармония). Поэтому в классической русской литературе личность
теряется, прежде всего духовно, не в обществе, а оказываясь вне общества–
(проблема «лишнего» человека). 3. Взаимообусловленность причины и
следствия. При этом, найти причину существующему следствию
легче, чем определить следствие имеющейся причины; если прошлое есть царство
причин, настоящее есть царство следствий, а будущее есть царство возможностей.
Исходя из этих законов,
поэт и философ делает вывод: «все элементы цепи развития кольцеобразно связаны
в триединстве: причина (объективная) – следствие – причина (умопостигаемая). Это и есть та
цикличность бытия, которая находила выражение в различных идеях – от учения о
круговороте перевоплощений до принципа вечного возвращения. Триалектика вмещает
диалектику, не отрицая её но дополняя и уточняя, превращая развитие из процесса
борьбы в процесс совершенствования. Именно триалектическая логика доложна
позволить будущему человеку выйти на те рубежи познания, где он сможет исполнить
свое предназначение, – стать связующим элементом, духовной энергией
взаимодействия, то есть, как говорит Андрей, третьим лицом Великой космической
триады: Небо -Человек- Земля.
Готов подписаться под
этим манифестом жизни, разума и Духа! | |
Просмотров: 968 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0 | |