Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Сфинкс без загадки, или Чёрт побери!

Виктор Власов уже давно привлекает к себе внимание литераторов не только в родном Омске, но и далеко за его пределами. Он пишет буквально километрами – и так же много публикуется. Многие известные критики – В.Богданов, И.Таран, Е.Барданов, Е.Лифантьева, Д.Карин – писали о Викторе статьи, то восхваляя, то чуть ли не проклиная его. Но известность Виктора двусмысленна, ибо написанное им неравноценно – рядом с несомненно талантливыми рассказами и репортажами у него нередко попадаются не слишком художественные скандальные вещи, как правило, вызывающие у аудитории наибольший интерес.

Большинство оценок личности и творчества В.Власова, появляющихся в печати и Интернете, отличается субъективностью: литературные друзья Виктора (как правило, те, кого он хвалил в своих статьях) прославляют его, а недруги – в большинстве своем люди, так или иначе «задетые» в творчестве прозаика – напротив, считают чуть ли не исчадием ада. В этой ситуации мне как человеку, не принадлежащему ни к первой, ни к второй группе, показалось полезным изложить свое восприятие творческого пути Виктора.

Может показаться, что Власов в чем-то подобен тютчевскому сфинксу, мучающему людей своей загадкой… которой на самом деле не существует. О Викторе говорят: «Это известный писатель, которому нечего сказать… и который очень хочет поговорить об этом». Если это и так, необходимо признать: говорить и устраивать дискуссии о себе, любимом, он умеет мастерски!

Виктор, по-видимому, считает, что «быть – значит казаться», и стремится к тому, чтобы постоянно пребывать в центре внимания в омских литературных кругах. Но это само по себе естественное для любого писателям стремление быть услышанным искажается в сознании Власова – он пытается привлечь к себе внимание прежде всего скандальными публикациями, задевающими известных в Омске и в России людей.

Но мое личное знакомство с Виктором (не слишком тесное, но достаточно продолжительное) дает мне возможность думать, что он по своей природе – не порочный циник, а скорее играющий ребенок, забавы ради в своих рассказах рядящий знакомых ему людей то в лавровые венки, то в смирительные рубашки и выдумывающий для них все новые приключения. Это – не следствие природной развращенности, а просто плод неуемной фантазии… (Другое дело, что в результате этих развлечений несколько человек уже грозились подать на Виктора в суд.)

На протяжении нескольких лет В.Власову удавалось постоянно держать литературный Омск в напряжении самим фактом своего существования, но постепенно писатели привыкли к его выходкам и почти перестали обращать на них внимание. В результате Виктор в родном городе фактически оказался в вакууме, поддерживаемый лишь несколькими более или менее влиятельными литературными друзьями, хотя за пределами города его продолжают активно публиковать. Как говорил один из персонажей Довлатова: «Вы постоянно шутите надо мной. Высмеиваете мою деятельность. А вот незнакомые люди полностью мне доверяют».

Само по себе желание привлечь внимание к своей персоне для В.Власова является частью его творческой стратегии, ибо он всей своей жизнью фактически пишет единую книгу – собственный автопортрет, и создается этот образ автора как при помощи чисто литературных приемов, так и с использованием в принципе внелитературных скандальных выходок. В этом отношении Виктор – прямой продолжатель традиций Антона Сорокина, в эпоху потрясений начала ХХ века точно так же устраивавшего «33 скандала Колчаку». Конечно, многим это сравнение может показаться кощунственным, но, если обратиться к фактам, можно заметить, что элементы «жизнетворческой» стратегии Сорокина и Власова, их приемы «саморекламы» в принципе сходны (хотя масштабы их дарований весьма различны). Но – то, что однажды в истории произошло как трагедия, во второй раз часто повторяется как фарс. Достоин ли Виктор своего предшественника? Является ли деятельность Власова фарсом? Возможно. Но фарс – это тоже искусство! Можно, не будучи, скажем, великим трагиком, в области фарса стать художником высочайшего класса! (Все зависит только от масштабов дарования). Поэтому о деятельности Виктора я сказал бы словами героя фильма «Покровские ворота»:

«Это – фарс, трагикомедия, смешение жанров… чёрт побери!»

Категория: Мои статьи | Добавил: Недопушкин (29.11.2013)
Просмотров: 1045 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: