Главная » Статьи » Мои статьи |
Виктор
Власов уже давно привлекает к себе внимание литераторов не только в родном Омске,
но и далеко за его пределами. Он пишет буквально километрами – и так же много
публикуется. Многие известные критики – В.Богданов, И.Таран, Е.Барданов,
Е.Лифантьева, Д.Карин – писали о Викторе статьи, то восхваляя, то чуть ли не
проклиная его. Но известность Виктора двусмысленна, ибо написанное им
неравноценно – рядом с несомненно талантливыми рассказами и репортажами у него
нередко попадаются не слишком художественные скандальные вещи, как правило,
вызывающие у аудитории наибольший интерес. Большинство
оценок личности и творчества В.Власова, появляющихся в печати и Интернете,
отличается субъективностью: литературные друзья Виктора (как правило, те, кого
он хвалил в своих статьях) прославляют его, а недруги – в большинстве своем
люди, так или иначе «задетые» в творчестве прозаика – напротив, считают чуть ли
не исчадием ада. В этой ситуации мне как человеку, не принадлежащему ни к первой,
ни к второй группе, показалось полезным изложить свое восприятие творческого
пути Виктора. Может показаться, что Власов в чем-то подобен тютчевскому сфинксу, мучающему
людей своей загадкой… которой на самом деле не существует. О Викторе говорят:
«Это известный писатель, которому нечего сказать… и который очень хочет
поговорить об этом». Если это и так, необходимо признать: говорить и устраивать
дискуссии о себе, любимом, он умеет мастерски! Виктор,
по-видимому, считает, что «быть – значит казаться», и стремится к тому, чтобы
постоянно пребывать в центре внимания в омских литературных кругах. Но это само
по себе естественное для любого писателям стремление быть услышанным искажается
в сознании Власова – он пытается привлечь к себе внимание прежде всего
скандальными публикациями, задевающими известных в Омске и в России людей. Но
мое личное знакомство с Виктором (не слишком тесное, но достаточно
продолжительное) дает мне возможность думать, что он по своей природе – не
порочный циник, а скорее играющий ребенок, забавы ради в своих рассказах
рядящий знакомых ему людей то в лавровые венки, то в смирительные рубашки и
выдумывающий для них все новые приключения. Это – не следствие природной
развращенности, а просто плод неуемной фантазии… (Другое дело, что в результате
этих развлечений несколько человек уже грозились подать на Виктора в суд.) На
протяжении нескольких лет В.Власову удавалось постоянно держать литературный
Омск в напряжении самим фактом своего существования, но постепенно писатели
привыкли к его выходкам и почти перестали обращать на них внимание. В
результате Виктор в родном городе фактически оказался в вакууме, поддерживаемый
лишь несколькими более или менее влиятельными литературными друзьями, хотя за
пределами города его продолжают активно публиковать. Как говорил один из
персонажей Довлатова: «Вы постоянно шутите надо мной. Высмеиваете мою
деятельность. А вот незнакомые люди полностью мне доверяют». Само
по себе желание привлечь внимание к своей персоне для В.Власова является частью
его творческой стратегии, ибо он всей своей жизнью фактически пишет единую
книгу – собственный автопортрет, и создается этот образ автора как при помощи
чисто литературных приемов, так и с использованием в принципе внелитературных
скандальных выходок. В этом отношении Виктор – прямой продолжатель традиций
Антона Сорокина, в эпоху потрясений начала ХХ века точно так же устраивавшего
«33 скандала Колчаку». Конечно, многим это сравнение может показаться
кощунственным, но, если обратиться к фактам, можно заметить, что элементы
«жизнетворческой» стратегии Сорокина и Власова, их приемы «саморекламы» в
принципе сходны (хотя масштабы их дарований весьма различны). Но – то, что
однажды в истории произошло как трагедия, во второй раз часто повторяется как
фарс. Достоин ли Виктор своего предшественника? Является ли деятельность
Власова фарсом? Возможно. Но фарс – это тоже искусство! Можно, не будучи,
скажем, великим трагиком, в области фарса стать художником высочайшего класса!
(Все зависит только от масштабов дарования). Поэтому о деятельности Виктора я
сказал бы словами героя фильма «Покровские ворота»: «Это
– фарс, трагикомедия, смешение жанров… чёрт побери!» | |
Просмотров: 1045 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0 | |